Корнилова Мария[1],
Крючков Руслан[2], Лапшина Татьяна[3]
Объём требований, предъявляемых современным обществом к своим членам, постоянно растет. При этом образование и карьера претендуют на всё большее количество времени человека и нередко вступают за него в ожесточенную борьбу. На помощь растерянному homo sapiens приходят более или менее совершенные и разумные системы так называемого time management (TM) [3], [4], [6], [10].
Основным исходным положением любой системы ТМ является недоступность времени для адекватного ощущения и оценки наивным субъектом. Важная задача личного ТМ – научиться оценивать потенциальные и текущие временные затраты, необходимые на каждом этапе деятельности. Для этого многими ТМ-системами предлагается вести более или менее детальный хронометраж всех действий в течение дня, с целью дальнейшей оценки и оптимизации затрат. Полученный таким образом график действий и основные заповеди ТМ (см. приложение 1) призваны помочь человеку в достижении поставленных целей. Тем не менее, встречаются случаи, когда люди, казалось бы, успешно овладевшие навыками ТМ, сталкиваются с ощущением тревоги, скуки и апатии. Некоторые из них теряют увлеченность любимым делом и даже вкус к жизни. Не удивительно, что в подобной ситуации эффективность деятельности не только не увеличивается, но может даже уменьшиться.
Таким образом, постулируемые в ТМ задачи - выработайте "чувство времени" и "чувство эффективности" – предлагаемыми им средствами не достигаются, по крайней мере, у некоторых людей. Прежде всего, подобное построение организации личного времени не работает в случае, когда человек включен в большое количество деятельностей, где
1) не важны сроки исполнения, а важен результат и его качество (например, творческие профессии) или
2) человеку постоянно приходится сталкиваться с непредвиденными и не зависящими от него ситуациями (работа в экстремальных ситуациях, работа в коллективе).
При этом, применённый к этапам таких деятельностей аутохронометраж может не только снизить их эффективность, но и полностью разрушить структуру деятельности.
Основная причина такого эффекта видится нам в том, что детальный поэтапный хронометраж способен разрушать состояние потока, сопровождающее упомянутые деятельности. Этого термина, как и любого его эквивалента, вы не найдете в глоссарии ТМ, как и понятий мотивации, ощущения удовлетворения от проделанной работы, эмоциональной насыщенности деятельности. А ведь именно «когда личность находится в потоке, это дает ей позитивное эмоциональное состояние, с огромной мотивацией, и огромной активацией опыта. Эта активация влечет за собой возбуждение, живость, энергичность и интерес к своему делу. Поток влечет за собой активное использование навыков, которое кажется приятным и возрастающим, по контрасту с более пассивным конструктом приятности которое не нуждается в усилии и базируется на генетически спрограммированных потребностях, таких как еда или сексуальное поведение" [11].
Поток – термин, предложенный американским психологом Михайи Чикcентмихайи (Mihalyi Csikszentmihalyi), большинство работ которого посвящены изучению состояния поглощенности деятельностью. Поток это субъективное психологическое состояние, возникающее при полной вовлеченности в деятельность, характеризующееся наличием внутренних вознаграждений, подталкивающих нас к продолжению этих действий. Переживания, испытываемые в потоке, Чиксентмихайи называет оптимальным мировосприятием или оптимальным опытом. Поток, с точки зрения Чиксентмихайи, обычно возникает в деятельностях, чья цель лежит внутри них самих (аутотелических), а так же предъявляющих вызов способностям и навыкам человека, вынуждающих тем самым его погружаться в деятельность "с головой", забывая обо всем остальном.
Выделяют ряд феноменов (элементов потока), которые сопутствуют этому состоянию:
1) Слияние действия и осознания – человек отключается от всех внешних стимулов, в итоге он действует почти автоматически, реагирует спонтанно. Отсутствует необходимость оценивать собственные действия, поступки, решать, стоит совершать то или иное действие или нет, находясь в потоке человек не задумывается над каждым следующим действием, мысль и действие слиты во единое. Внутренний диалог прекращается. Нет оценки внешней по отношению к деятельности, только внутренняя.
2) Концентрация внимания на ограниченном поле стимулов – вся мощность внимания, весь его ресурс направлен на текущую задачу, другие информационные сигналы остаются на периферии сознания, т.е не обрабатываются.
3) Потеря Эго и выход за его пределы – теряется забота о своем Я, энергия внимания не тратится на поддержание Я-образа, «социальной маски», отказ от необходимости «не потерять лицо», «соответствовать установленным рамкам».
4) Чувство контроля над деятельностью и чувство
компетентности в ней – для потоковых состояний характерно чувство владения
ситуацией, точнее, отсутствие беспокойства по поводу потери контроля над
ситуацией. Субъективные опасности контролируются, человек владеет собой, точно
соотносит свои знания и умения с создавшейся ситуацией; но при этом
объективные, внешние, непредсказуемые, случайные, не заданные структурой данной
деятельности опасности не вызывают реакции избегания, т.к. готовность к ним
включена в структуру данной деятельности. Кроме того, следует заметить, что
именно активное осознание возможности контроля, его постоянная реализация в
ситуации умеренного риска, вызова, а не просто пассивное понимание возможности
контроля, является потоковым элементом и приносит наслаждение.
5) Ясные цели и быстрая, недвусмысленная
обратная связь – в потоковом состоянии отмечается наличие очень четких и
ясных целей на каждый момент времени, существование четкой иерархии, если целей
несколько, последовательности их достижения. Сравнение текущего достижения с
целью дает четкую обратную связь, делающую возможной оценку результата.
6) Трансформация времени – еще одна характерная особенность потокового состояния. Ритм времени диктуется потоком, время может субъективно растягиваться, или, наоборот, сжиматься.
7) Восприятие деятельности как самовознаграждающейся - деятельности, в которых возникает поток, Чиксентмихайи называет аутотелическими, т.е.такими, чья цель лежит внутри них самих. Выполнение самой этой деятельности приносит удовольствие и радость.
8) Соответствие воспринимаемых требований, выдвигаемых человеку воспринимаемым, а не наличествующим у него знаниям и умениям - создается гармоничный баланс между знаниями и навыками человека (теми, как он считает у него есть) и требованиями задачи, задача не кажется ни слишком простой, ни слишком сложной.
Существует несколько моделей потока. Рядом исследователей предложена четырехканальная модель, в которой поток возникает только при высоком уровне требований и умений, если и требования, и умения невелики – наступает апатия, а поток, таким образом, является противопоставлением апатии. Можно так же предположить, что при слишком низкой сложности задачи, даже в случае наличия соответствующих умений, мотивация субъекта слишком мала, что бы он заинтересовался решением задачи и оказался вовлеченным в деятельность – это скука. При завышенных в отношении умений требованиях мы имеем состояние тревоги. Таким образом, данная модель хорошо описывает, как одно из условий возникновения потока как «делания хорошо», так и альтернативные ему состояния, которые могут сопровождать человека, прибегающего исключительно к классическим системам ТМ.
На основе всего выше сказанного, можно выделить 3 основных условия возникновения состояния потока:
1) соответствие воспринимаемых требований, выдвигаемых человеку воспринимаемым, а не наличествующим у него знаниям и умениям;
2) концентрация внимания на ограниченном поле стимулов;
3) ясные цели и быстрая, недвусмысленная обратная связь. Мы предполагаем, что если опираться на них, сформировать систему методов вызова и контроля состояния потока, то можно построить эффективную систему управления личным временем, не прибегая к хронометражу, столь губительному для аутотелических деятельностей. Так, условие №3 требует от нас чёткой предварительной постановки целей деятельности, разделения её на промежуточные этапы и определения критериев её успешности. Условие №2 предполагает простройку потоков информации, в том числе организацию рабочего пространства как реального, так и виртуального. Как ни парадоксально ТМ – это не только и не столько умение разбивать и заполнять свой день, сколько умение разбивать и заполнять информационное пространство. Соответствие требований умениям (условие №1) во многом задаётся человеку извне. Тем не менее, последующий анализ потока, рефлексия состояния и даже хронометраж постфактум, могут многое дать для совершенствования навыков, в том числе и специфических навыков «вхождения в поток».
Анализ литературы позволяет думать, что опыт потока жизненно важен для адаптации и роста, в то время как постоянное вовлечение в среду с низкими требованиями ведет лишь к регрессу и дезорганизации [11]. Некоторые исследования связывают поток с переживанием счастья, самооценкой, продуктивностью работы, удовлетворенностью своей социальной ролью и жизнью в целом. Таким образом, при построении системы эффективного ТМ, не следует путем тщательного хронометража избегать состояний потери времени, которые сопровождают поток. Напротив, управление временем может оказаться совершенно бесполезным, если в нём не останется времени на растворение во времени.
Приложение 1
10 заповедей ТМ по
Архангельскому [2]
+ Выработайте "чувство времени" и "чувство эффективности". Остальное – приложится.
Список цитируемой и
используемой литературы:
1. Архангельский Г.А. Глоссарий терминов тайм-менеджмента http://improvement.ru/glossary/
2. Архангельский Г.А. Диагностика тайм-менеджмента: как измерить неосязаемое http://improvement.ru/consult/diagnost2/
5. Гранин Д. Эта странная жизнь. – Даниил Гранин, Соб.с., Л., «Художественная литература», 1980
6. Зайверт Л. Ваше время – в Ваших руках. – М.: Интерэксперт, Инфра-М, 1995 г.
7. Лэкейн А. Время- деньги. Как стать хозяином своего времени жизни. – Литур, 2001 г.
8.
Моргенстерн
Дж. Тайм менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем
и своей жизнью. Добрая книга. Москва. 2001
9. Петрушин В. Время вокруг нас. Психология времени. – Росткнига, 2002 г.
10. Ягер Дж. Творческое управление временем в новом веке
11. Heather Emerson. Flow and
occupation: a review of the literature. 1998
12. Richard D. Logan. Flow in solitary
ordeals // Csikszentmihalyi M. Csikszentmihalyi I. (ed.) Optimal Experience.
Psychological Studies of Flow in Consciousness.